background image

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

Городского округа «город Ирбит» Свердловской области   

«Детский сад № 19» 

Юридический адрес: 623851, Свердловская область, город Ирбит, Логинова дом 6 

 

ПРИНЯТА:                                                                                                                                   УТВЕРЖДЕНА: 
На заседании Педагогического совета                                                                                      Заведующим 
Протокол № 53                                                                                                                              МБДОУ «Детский сад № 19» 
от 30.09. 2022                                                                                                                                   _________   И.А.Втехина 
                                                                                                                                                        От 30.09. 2022 год 
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ  

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

на 2022 – 2023 гг 

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  

Городского округа «город Ирбит» Свердловской области   

«Детский сад № 19» 

 
 
 
 
 
 

Ирбит 

 

 

     

ДОКУМЕНТ

 

ПОДПИСАН

 

ЭЛЕКТРОННОЙ

 

ПОДПИСЬЮ

Сертификат

: 00BB0B0DCAD454F7B6B54A422256F00007 

Владелец

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

 

БЮДЖЕТНОЕ

 

ДОШКОЛЬНОЕ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ГОРОДСКОГО

 

ОКРУГА

 "

ГОРОД

 

ИРБИТ

СВЕРДЛОВСКОЙ

 

ОБЛАСТИ

 "

ДЕТСКИЙ

 

САД

 

19" 

Действителен

с

 18.07.2022 

до

 11.10.2023


background image

 

 

 

Оглавление 

I

 

Целевой раздел 

 

 

Пояснительная записка 

 

Целевые ориентиры и планируемые результаты программы 

1.1. 

Цель программы воспитания  

1.2. 

Принцыпы и подходы программы воспитания 

1.3. 

Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания 

II

 

Содержательный раздел 

 

2.1. 

Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания 

13 

2.1.1.  Патриотическое направление воспитания 

14 

2.1.2.  Социальное направление воспитания  

16 

2.1.3.  Познавательное направление воспитания  

18 

2.1.4  Физическое и оздоровительное направление  

18 

2.1.5.  Трудовое направление воспитания 

20 

2.1.6  Этико-эстетическое направление воспитания 

21 

2.2. 

Описание  вариативных  форм,  способов,  методов  и  средств  реализации  Программы  с  учетом 
возрастных  и  индивидуальных  особенностей  воспитанников,  специфики  их  образовательных 
потребностей и интересов 

 

23 

2.3. 

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 

23 

2.4. 

Иные характеристики содержания программы 

26 

III

 

Организационный раздел 

 

 

3.1 

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие воспитание ребёнка в сфере его личностного развития  28 

3.2. 

Материально – техническое обеспечение рабочей программы воспитания 

29 

3.3. 

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС). 

29 

3.4. 

Кадровое обеспечение воспитательного процесса 

31 


background image

 

3.5 

Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в 
работе с особыми категориями детей 

32 

3.6 

Примерный календарный план воспитательной работы 

34 

I Целевой раздел 

Пояснительная записка 

Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 

№19    (далее  –  Рабочая  программа  воспитания)  определяет  содержание  и  организацию  воспитательной  работы 
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 19  (далее – «МБДОУ Детский 
сад № 19» ) и является обязательной частью основной образовательной программы. 

Рабочая программа воспитания МБДОУ Детский сад № 19 разработана в соответствии с: 

 

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками); 

 

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской 
Федерации на период до 2030 года»; 

 

Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; 

 

Федеральный Закон от 29 декабря .2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

 

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в 
Российской Федерации»; 

 

распоряжение 

Правительства 

Российской 

Федерации 

от 

29 

мая 

2015 

г. 

№ 

996-р  

об 

утверждении 

Стратегия 

развития 

воспитания 

в 

Российской 

Федерации  

на период до 2025 года; 

 

распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  от  12  ноября  2020  г.  №  2945-роб утвержденииПлана 
мероприятий  по  реализации  в  2021  -  2025  годах  Стратегии  развития  воспитания  в  Российской  Федерации  на 
период до 2025 года; 

 

распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  от  13  февраля  2019  г.  №  207-р  об утверждении  Стратегии 
пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года; 

 

приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  17  октября  2013  г.  № 1155  г.  Москва  «Об 
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 

Программа учитывает: 


background image

 

-  «Примерную  программу  воспитания»,  которая  была разработана  сотрудниками  Института  стратегии  развития 
образования  РАО  в  рамках  государственного  задания  и  одобрена  решением  Федерального  учебно-методического 
объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). 

Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в 

ДОУ

 

и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной 

деятельности. 

В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие воспитанников «МБДОУ Детский сад № 

19»  и  их  приобщение  к  российским  традиционным  духовным  ценностям,  правилам  и  нормам  поведения  в  российском 
обществе.  Рабочая  программа  призвана  обеспечить  взаимодействие  воспитания  в  дошкольном  образовательном 
учреждении (далее - ДОУ) и воспитания в семьях детей от 2 лет до 8 лет.Программа учитывает условия, существующие в 
дошкольном учреждении, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей. 

Воспитание  детей  дошкольного  возраста  в  настоящее  время  ориентируется  на гармоничное  развитие  личности, 

развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределённости и стремительных 
изменений  во  всех  сферах  жизни  и  деятельности  на  основе  базовых  ценностей  Российского  общества  
и  установок  личности,  ведущее  значение  среди  которых  имеет  социальная  солидарность,  понимаемая  не  только  как 
общность прошлого, но, прежде всего, и как общее будущее. 

Под  воспитанием  понимается  «деятельность,  направленная  на  развитие  личности,  создание  условий  для 

самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых 
в российском обществе правил и норм поведения  в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у 
обучающихся  чувства  патриотизма,  гражданственности,  уважения  к  памяти  защитников  Отечества  и  подвигам  Героев 
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к 
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»

1

В основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать конституционные и национальные ценности российского 

общества.  Для  того  чтобы  эти  ценности  осваивались  ребёнком,  они  должны  найти  свое  отражение  в  основных 
направлениях воспитательной работы ДОО: 
Ценности 

Родины и природы

 лежат в основе патриотического направления воспитания. 

                                                           

1

 п. 2) Ст.2 Федерального Закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон 

«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» 


background image

 

Ценности 

человека, семьи, дружбы,

 сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. 

Ценность 

знания

 лежит в основе познавательного направления воспитания.  

Ценность 

здоровья

 лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.  

Ценность 

труда

 лежит в основе трудового направления воспитания.  

Ценности 

культуры и красоты

 лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.  

 

МБДОУ  «Детский  сад  №  19»  -  учреждение  с  многолетней  историей,  и  в  тоже  время  современное,  динамично 

развивающееся  образовательное  учреждение,  в  котором  сохраняются  лучшие  традиции  прошлого,  осуществляется 
стремление к современному и инновационному будущему. 

Детский  сад  расположен  в  центре  жилого  микрорайона,    вблизи  находятся  несколько  детских  садов  в  шаговой 

доступности, две общеобразовательной школы, две библиотеки, ДК «Современник», пожарная часть, стадион «Юность», 
спортивная  школа,    музыкальная  школа.    Территория  детского  сада  занимает  6050  кв.м.,  для  каждой  группы  есть 
отдельный  участок,  на  котором  размещены  игровые  постройки,  есть  теневые  навес,  детский  огород,  цветники.  Имеется 
спортивный  участок и стадион. 
         В городе Ирбите расположены музеи  российского значения: «Уральский музей искусств», «Музей народного быта», 
«Историко – этнографический музей», «Мотодом».  Исторически сложилось, что город Ирбит является торговым городом  
и    ежегодно  в  августе  месяце  проводится  «Ирбитская  ярмарка».  На  ярмарке  с  разных  территорий    представляют 
декоративно – прикладное искусство, продукцию частных  хозяйств, художественную самодеятельность.  
         В  образовательной  программу  введены    темы,  направленные  на  ознакомление  детей  с  художественными 
произведениями,  русской  культурой  и  природой,  декоративно  –  прикладным  искусством  и    формирование  навыков 
безопасного поведения воспитанников. 

       С  учетом  особенностей  климата,  природных  условий,  состояния  экологической  обстановки,  здоровья  населения 
может определяться проведение оздоровительных мероприятий процедур, организация режимных моментов.      
       Природно-климатические  условия    сложны  и  многообразны.  Достаточно  длинный  весенний  и  осенний  периоды.  
При  планировании  образовательного  процесса  во  всех  возрастных  группах  вносятся  коррективы  в  физкультурно-
оздоровительную  работу.  При  затяжном  дожде,  низкой  температуре  воздуха,  когда  погодные  условия  не  позволяют 
организовать прогулку на участках детского сада,  двигательная активность детей организуется в спортивном зале. 

      В  условиях  холодной  уральской  зимы,  когда  световой  день    уменьшается  до  7  часов,  количество  прогулок    и 

совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой  на улице во вторую половину дня, сводится к минимуму.  


background image

 

       Детский сад рассчитан на пять групп. Первая  группа раннего возраста, вторая группа раннего возраста,  группы 
дошкольного возраста.  
       
Основные 

традиции 

воспитательного процесса в ДОУ: 

1.

 

Стержнем  годового  цикла  воспитательной  работы  являются 

общие  для  всего  детского  сада  событийные 

мероприятия

,  в  которых  участвуют  дети  разных  возрастов.  Межвозрастное  взаимодействие  дошкольников 

способствует  их  взаимообучению  и  взаимовоспитанию.  Общение  младших  по  возрасту  ребят  со  старшими  создает 
благоприятные  условия  для  формирования  дружеских  отношений,  положительных  эмоций,  проявления  уважения, 
самостоятельности. Это дает больший воспитательный результат, чем прямое влияние педагога. 

2.

 

Детская  художественная  литература  и  народное  творчество

 традиционно  рассматриваются  педагогами  ДОУ  в 

качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие 
личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками. 

3.

 

Коллективное  планирование,  разработка  и  проведение  общих  мероприятий.

 В  ДОУ  существует  практика 

создания творческих групп педагогов, которые оказывают консультационную, психологическую, информационную и 
технологическую поддержку своим коллегам в организации воспитательных мероприятий.конкретных воспитательных 
задач.  Именно  педагогическая  инициатива  родителей  стала  новым  этапом  сотрудничества  с  ними,  показателем 
качества воспитательной работы. 

4.

 

Дополнительным  воспитательным  ресурсом  по  приобщению  дошкольников  к  истории  и  культуре  своей  Отчизны  и 
своего  родного  края  являются 

мини-музеи

,  организованные  в  каждой  группе  дошкольного  учреждения.  Музейная 

педагогика рассматривается нами как ценность, обладающая

 

исторической и художественной значимостью. 


background image

 

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Примерной программы   
1.1. Цель программы воспитания

 

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее  – ФГОС 
ДО) и основной образовательной программой нашего дошкольного учреждения (далее  - ООП) целью «МБДОУ Детский 
сад  №  19»  является  обеспечение  полноценного  и  радостного  проживания  детьми  периода  детства,  как  уникального 
периода  развития  и  формирования  личности  ребенка,  через  поддержку  естественных  процессов  развития,  воспитания  и 
обучения.  Исходя  из  этого,  а  также  основываясь  на  базовых  для  нашего  общества  ценностях,  формируется 
общая 

цель воспитания:

 

создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-
нравственных  ценностей  и  принятых  в  российском  обществе  правил  и  норм  поведения  в  интересах  человека,  семьи, 
общества и государства. 

Данная цель ориентирует педагогических работников детского сада на обеспечение соответствия личности воспитанника 
единому  уровню  воспитанности,  а  на  обеспечение  позитивной  динамики  развития  его  личности.  В  связи  с  этим  важно 
сочетание усилий педагога по развитию личности воспитанников и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их 
сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. 

Конкретизация общей цели воспитания, применительно к возрастным особенностям воспитанников, позволяет выделить в 
ней следующие 

задачи

, выполнение которых необходимо реализовывать на разных 

этапах

 дошкольного образования детей 

от 2до 8 лет: 

1.

 

Поддержка  традиций  дошкольного  учреждения  в  проведении  социально  значимых  образовательных  и  досуговых 
мероприятий. 

2.

 

Развитие  способностей  и  творческого  потенциала  каждого  ребенка,  социальных,  нравственных,  физических, 
интеллектуальных, эстетических качеств. 

3.

 

Создание  благоприятных  условий  для  гармоничного  развития  каждого  ребенка  в  соответствии  с  его  возрастными, 
гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями. 

4.

 

Формирование  общей  культуры  личности  ребенка,  в  том  числе  ценностей  здорового  и  устойчивого  образа  жизни, 
инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции. 

5.

 

Организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе 
гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека. 


background image

 

6.

 

Воспитание  у  ребенка  чувства  собственного  достоинства,  патриотических  чувств,  любви  к  Родине,  гордости  за  ее 
достижения на основе  духовно-нравственных  и  социокультурных ценностей  и  принятых  в  обществе  правил,  и норм 
поведения в интересах человека, семьи, общества. 

7.

 

Использование воспитательного ресурса развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. 

8.

 

Объединение  воспитательных  ресурсов  семьи  и  детского  сада  на  основе  традиционных  духовно-нравственных 
ценностей семьи и общества. 

9.

 

Установление  партнерских  взаимоотношений  детского  сада  с  семьей,  оказание  ей  психолого-педагогической 
поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах воспитания, 
развития и образования детей. 

1.2. Принципы и подходы программы 

Программа  воспитания  построена  на  основе  ценностного  подхода,  предполагающего  присвоение  ребенком 

дошкольного возраста базовых ценностей и опирается на следующие принципы: 

Принцип  гуманизма. 

Каждый  ребенок  имеет  право  на  признание  его  в  обществе  как  личности,  как  человека, 

являющегося высшей  ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие. 

Принцип  субъектности.

Развитие  и  воспитание  личности  ребенкакак  субъекта  собственной  жизнедеятельности; 

воспитание самоуважения, привычки к заботе о себе, формирование адекватной самооценки и самосознания. 

Принцип 

интеграции.

 

Комплексный 

и 

системный 

подходы 

к 

содержанию  

и  организации  образовательного  процесса.  В  основе  систематизации  содержания  работы  лежит  идея  развития  базиса 
личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности. 

Принцип  ценностного  единства  и  совместности.

  Единство  ценностей  и  смыслов  воспитания,  разделяемых  всеми 

участниками  образовательных  отношений,  содействие,  сотворчество  и  сопереживание,  взаимопонимание  и  взаимное 
уважение. 

Принцип учета возрастных особенностей.

 Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать 

возрастным особенностям ребенка. 


background image

 

Принципы  индивидуального  и  дифференцированного  подходов

.  Индивидуальный  подход  к  детям  с  учетом 

возможностей,  индивидуального  темпа  развития,  интересов.  Дифференцированный  подход  реализуется  с  учетом 
семейных, национальных традиций и т.п. 

Принцип культуросообразности. 

Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные 

особенности региона.

 

Принцип следования нравственному примеру.

 Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный 

опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность 
выбора  при  построении  собственной  системы  ценностных  отношений,  продемонстрировать  ребенку  реальную 
возможность следования идеалу в жизни. 

Принципы безопасной жизнедеятельности.

 Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних 

угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения. 

Принцип  совместной  деятельности  ребенка  и  взрослого.

  Значимость  совместной  деятельности  взрослого  и 

ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения. 

Принципы  инклюзивного  образования. 

Организация  образовательного  процесса,  при  которой  все  дети, 

независимо  от  их  физических,  психических,  интеллектуальных,  культурно-этнических,  языковых  и  иных  особенностей, 
включены в общую систему образования. 

Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, 

совместную деятельность и события. 

1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания  

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на 

перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде 
целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. 
Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления 


background image

10 

 

в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем. На уровне ДО не 
осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры 
основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в 
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными 
достижениями детей».  

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)  

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам) 

Направление  

воспитания 

Ценности  

Показатели  

Патриотическое  

Родина, природа

 

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, 
окружающему миру

 

Социальное  

Человек, семья, дружба, 

сотрудничество

 

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». 
Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно 
играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». 
Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. 
Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство 
огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к 
самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. 
Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и 
невербальных средств общения

 

Познавательное  

Знание  

Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в 
поведении и деятельности.

 

Физическое и 

оздоровительное 

Здоровье  

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, 
самостоятельно ест, ложится спать и т. д. Стремящийся быть 
опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. 
Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на 
природе.

 

Трудовое  

Труд  

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. 
Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. 
Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в 


background image

11 

 

игре, в продуктивных видах деятельности.

 

Этико-эстетическое 

Культура и красота

 

Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и 
желание заниматься продуктивными видами деятельности.

 

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) 

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам) 

Направление  

воспитания 

Ценности  

Показатели  

Патриотическое  

Родина, природа

 

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей 
стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, 
семье, близким людям.

 

Социальное  

Человек, семья, дружба, 

сотрудничество

 

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и 
уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, 
способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, 
проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои 
действия и поведение; принимающий и уважающий различия между 
людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и 
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, 
способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на 
основе общих интересов и дел.

 

Познавательное  

Знание  

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в 
самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, 
самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, 
коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в 
самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на 
основе традиционных ценностей российского общества.

 

Физическое и 

оздоровительное 

Здоровье  

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, 
стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, 
социуме (в том числе в цифровой среде), природе.

 

Трудовое  

Труд  

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе 


background image

12 

 

уважения к людям труда, результатам их деятельности, 
проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в 
самостоятельной деятельности.

 

Этико-эстетическое 

Культура и красота

 

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, 
поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в 
продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками 
художественно-эстетического вкуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

13 

 

 

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания 

 

Содержание  рабочей  программы  воспитания  реализуется  в  ходе  освоения  детьми  дошкольного  возраста  всех 

образовательных  областей,  обозначенных  в  ФГОС  ДО,  одной  из  задач  которого  является  объединение  воспитания  и 
обучения  в  целостный  образовательный  процесс  на  основе  духовно-нравственных  и  социокультурных  ценностей  и 
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: 

 

социально-коммуникативное развитие; 

 

познавательное развитие; 

 

речевое развитие; 

 

художественно-эстетическое развитие; 

 

физическое развитие. 
 

Конкретное  содержание  каждой  образовательной  области  определено  с  учётом  возрастных  и  индивидуальных 
особенностей  детей,  целями  и  задачами    программы  и  реализуется  в  различных  видах  деятельности  как  механизме 
развития ребёнка:  

 

игровая; 

 

коммуникативная; 

 

познавательно-исследовательская; 

 

восприятие художественной литературы и фольклора; 

 

самообслуживание и элементарный бытовой труд; 

 

конструирование из разного материала; 

 

изобразительная; 

 

музыкальная; 

 

двигательная. 


background image

14 

 

 

В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитатель-ной работы. 
Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а 
фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в це-лостном образовательном процессе. На их основе 
определяются региональный и муниципальный компоненты.  

2.1.1. Патриотическое направление воспитания 

 

Ценности 

Родина 

и 

природа 

лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это 

воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой 
родине, своему народу и народу России в целом (граждан-ский патриотизм), ответственности, трудолюбия; 
ощущения принадлежности к своему народу.  
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое 
вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных 
традиций.  
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия  
«патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:  
когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духов-ных и культурных традиций и 
достижений многонационального народа России;  
эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу 
России в целом;  
регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, 
деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и бу-дущее своего народа, России.  
 
Задачи патриотического воспитания:  
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;  
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собствен-ного достоинства как 
представителя своего народа;  
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотече-ственникам и согражданам, 
представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, сосе-дям, старшим, другим людям вне зависимости 
от их этнической принадлежности;  
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и 
бережного ответственного отношения к природе.  


background image

15 

 

 
При реализации указанных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных 
направлениях воспитательной работы:  
 ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего наро-да;  
организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским 
общенациональным традициям; 
формирование правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к 
последствиям хозяйственной деятельности человека. 
 


background image

16 

 

            организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским    
общенациональным традициям;  

 формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к 
последствиям хозяйственной деятельности человека. 
 

2.1.2. Социальное направление воспитания 

 

Ценности 

семья, дружба, человек 

и 

сотрудничество 

лежат в основе социального направ-ления воспитания.  

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. 
Он начинает осваивать все многообразие социальных отно-шений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, 
подчиняться правилам, нести ответ-ственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование 
правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно 
выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в 
детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является форми-рование у дошкольника представления о мире 
профессий взрослых, появление к моменту под-готовки к школе положительной установки к обучению в школе как 
важному шагу взросления.  

Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения 
детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.  

Выделяются основные задачи социального направления воспитания.  

1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с 
распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и 
взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. 
Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.  

2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), 
коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.  


background image

17 

 

3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зре-лости и преодоление детского 
эгоизма.  

При реализации данных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных 
направлениях воспитательной работы:  

организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и 
пр.;  

 воспитывать у детей навыки поведения в обществе;  

учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятель-ности;  
учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;  
организовывать коллективные проекты заботы и помощи;  
создавать доброжелательный психологический климат в группе.  


background image

18 

 

2.1.3. Познавательное направление воспитания 

 

Ценность – 

знания

. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценно-сти познания.  

Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, 
эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, при-роде, деятельности человека.  

Задачи познавательного направления воспитания:  

1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;  
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;  
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дис-куссии и др.).  

Направления деятельности воспитателя:  

-  совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, прове-дения опытов 
(экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных 
фильмов, чтения и просмотра книг;  

- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности 
детей совместно со взрослыми;  

-  организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, 
ориентированные на детскую аудиторию; различного типа кон-структоры и наборы для экспериментирования.  

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания 

 

Ценность – 

здоровье. 

Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность 

жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой 
двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, 
прогулок.  

Задачи по формированию здорового образа жизни:  


background image

19 

 

 - обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной 
деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сбе-регающих технологий, и обеспечение условий для 
гармоничного физического и эстетического развития ребенка;  

 - закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;  

- укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обу-чение двигательным навыкам и 
умениям;  

- формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;  

-  организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;  

- воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности. Направления деятельности 
воспитателя:  

 - организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории 
детского сада;  

- создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;  

Формирование у дошкольников 

культурно-гигиенических навыков 

является важной ча-стью воспитания 

культуры 

здоровья

. Воспитатель должен формировать у дошкольников пони-мание того, что чистота лица и тела, опрятность 

одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.  

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны фор-мироваться на протяжении всего 
пребывания ребенка в ДОУ.  

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять 
серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ре-бенок вводит их в свое бытовое пространство, и 
постепенно они становятся для него привычкой.  

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание на 
нескольких основных направлениях воспитательной работы:  


background image

20 

 

 формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;  

 формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;  

формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;  

 включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.  

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьёй.  

2.1.5. Трудовое направление воспитания 

 

Ценность – 

труд. 

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те 

несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом 
условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его 
нравственной стороны.  

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценност-ного отношения детей к труду, 
трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выде-лить основные задачи трудового воспитания.  

1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положитель-ного отношения к их труду, 
познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием 
трудовой деятельности взрослых и труда са-мих детей.  
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей 
работы, формирование элементарных навыков планирования.  
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и 
нравственных сил для решения трудовой задачи).  

При реализации данных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях 
воспитательной работы:  


background image

21 

 

показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для 
нравственного воспитания дошкольников; воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания 
родите-лей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с тру-долюбием; предоставлять детям 
самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;  
собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление 
к полезной деятельности;  
связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желани-ем приносить пользу людям.  

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания 

 

Ценности – 

культура и красота

Культура поведения 

в своей основе имеет глубоко соци-альное нравственное чувство – 

уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько 
общественным. Конкретные представле-ния о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с 
накопле-нием нравственных представлений.  

Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:  

1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;  
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;  
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений ис-кусства, явлений жизни, 
отношений между людьми;  
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;  
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка дей-ствительности;  
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, со-здавать его.  

Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОУ должен сосре-доточить свое внимание на 
нескольких основных направлениях воспитательной работы:  

- учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, ин-тересами, удобствами;  


background image

22 

 

- воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет веж-ливости, предупредительности, 
сдержанности, умении вести себя в общественных местах;  

-  воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать 
других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;  

- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, 
имуществом ДОУ; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать 
ее, по-сле завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.  

Цель 

эстетического воспитания

 – становление у ребёнка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание 

через обогощение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и 
духовной составляющей внутреннего мира ребёнка. 

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают сле-дующее:  

- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через 
развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;  

- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОУ;  

-  организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;  

- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;  

-  реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического 
воспитания.  


background image

23 

 

 

2.2.Описание  вариативных  форм,  способов,  методов  и  средств  реализации  Программы  с  учетом  возрастных  и 
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов 

 

Образовательная 
область 

Обязательная часть 

Часть ООП, формируемая участниками 
образовательных отношений 

Социально-
коммуникативное 

Технология проектной деятельности. -                         

«Социо-игровая технология» 

 
 

 
 

Познавательное 
развитие 

«Исследовательское обучение» А.И. Савенковым; 
« 

Технология проектной деятельности» 

 

 

- ТРИЗ 
- Технология работы с сюжетной картиной, 
- Типовые приемы фантазирования. 
 

Речевое развитие 

Технология проектной деятельности. 

 

Художественно-
эстетическое 
развитие 

Технология проектной деятельности. 

«Нетрадиционные техники рисования» 

 

 

 

Физическое 
развитие 

Здоровьесберегающие технологии 

Технология проектной деятельности. 

«Аэробика для малышей» 

 

 

2.3.

 

 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников  

 

     Важнейшим  условием  развития  обеспечения    развития    личности  ребенка  является  развитие  конструктивного 
взаимодействия с семьей. 
       Ведущая  цель  -  создание  необходимых  условий  для  формированияответственных  взаимоотношений  с  семьями 
воспитанников  и  развития  компетентности  родителей  (способности  разрешать  разные  типы  социальнo-педагогических 
ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни 
детского сада. 


background image

24 

 

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей: 

1.

 

Включение родителей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных 
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения и интересах человека, семьи, общества. 

 

2.

 

Обеспечение  психолого-педагогической  поддержки  семьи  и  повышения  компетентности  родителей  (законных 
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

3.

 

 Обеспечение возможности семьи и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а 
так  же  получении  информации  об  образовательной  программе,  обсуждения  с  родителями  (законными 
представителями) детей вопросов, связанных с образовательной программой.  

 

4.

 

Знакомство  педагогов  и  родителей  с  лучшим  опытом  воспитания  в  детском  саду  и  семье,  а  также  с  трудностями, 
возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

 

5.

 

Создание в детском саду условий для  разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего 
развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

 

6.

 

Привлечение  семей  воспитанников  к  участию  в  совместных  с  педагогами  мероприятиях,  организуемых  в  районе 
(городе, области);

 

7.

 

Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным

 

стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий 
для их удовлетворения в семье. 
 

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями: 
-

 единый подход к процессу воспитания ребенка; 

- открытость дошкольного учреждения для родителей; 
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; 
- уважение и доброжелательность  друг к другу; 
- дифференцированный подход к каждой семье; 
- равно ответственность  родителей и педагогов. 

 
Совместная деятельность ДОУ и семьи возможна при условиях: 

- единство подходов к реализации целевых установок развития дошкольников; 
- взаимного уважения, участвующих  в совместной деятельности сторон при понимании специфики решаемых задач 
каждым его участником; 
 - учетом всеми субъектами воспитания возрастных и и индивидуальных особенностей воспитанников; 


background image

25 

 

- использование эффективных форм взаимодействия: совместные проекты, встреча с интересными людьми и т.д. 

 
 

 

Система работы с родителями включает: 

 

Ознакомление  родителей  с  результатами  работы  ДОУ  на  общих  родительских  собраниях,  анализом  участия 
родительской общественности в жизни ДОУ, размещение информации на сайте детского сада; 

 

Ознакомление  родителей  с  содержанием  работы  ДОУ,  направленной  на  физическое,  психическое  и  социально-
эмоциональное развитие ребёнка; 

 

Участие в составлении образовательной программы, индивидуальных планов групп; 

 

Целенаправленная работа, пропагандирующая общественное дошкольное воспитание в его разных формах; 

 

Обучение конкретным приёмов и методам воспитания и развития ребёнка в разных видах детской деятельности на 
семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях. 

 

Анализ удовлетворенности родителей образовательным процессом. 

 

Формы и методы работыс родителями 

 
- день открытых дверей для родителей 
- родительские конференции 
- родительские встречи 
- индивидуальные беседы, консультации 
- наглядные формы: 
* информация в родительском уголке 
*папки-передвижки 
* ширмы 
* журналы, альбомы, брошюры, информационные листы 
- детско-родительские выставки: 
* рисунок выходного дня 
* фотовыставки (тематические, индивидуальные) 


background image

26 

 

* макеты 
- мастер-классы 
- помощь родителей в обогащение предметно-развивающей среды 

 

 
 
2.4. Иные характеристики содержания программы

 

 

МБДОУ  «Детский  сад  №19»  занимает  определённое  место  в  едином  образовательном  пространстве  города  Ирбита  и 
активно взаимодействует с социумом: 

1.

 

Детская библиотека 

 

Организация экскурсий для детей.

 

 

Занятия в библиотеке по художественно-эстетическому, познаваетльному развитию детей.

 

 

Тематические досуги по произведениям детских писателей.

 

2.

 

ДК им. Костевича, Ирбитский драматический театр, Детская музыкальная, художественная школы. 

 

Представление театрализованных представлений 

 

Проведение досуговых и праздничных мероприятий 

 

Посещение кружков 

3.

 

Музей народного быта, Государственный музей Уральских искусств: 

 

Организация экскурсий 

4.

 

Пожарная часть и ОГИБДД 

 

Организация экскурсий;

 

 

Организация совместных мероприятий и НОД.

 

 

III Организационный раздел 

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие воспитание ребёнка в сфере его личностного развития 
3.2. Материально – техническое обеспечение программы Воспитание  
3.3. Планирование воспитательной работы детского сада.  

 


background image

27 

 

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие воспитание ребёнка в сфере его личностного развития 

Рабочая программа воспитания предполагает создание следующих психолого- педагогических условий, обеспечивающих 
воспитание ребенка в сфере его личностного развития. 

1.

 

Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы 
и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Создание таких ситуаций, в 
которых  каждому  ребенку  предоставляется  возможность  выбора деятельности,  партнера,  средств и пр.; поддержка 
педагогами  положительного,  доброжелательного  отношения  детей  друг  к  другу  и  взаимодействия  детей  друг  с 
другом в разных видах деятельности, поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них 
видах деятельности, обеспечение опоры на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. 

2.

 

Использование  в  образовательном  процессе  форм  и  методов  работы  с  детьми,  соответствующих  их  возрастным  и 
индивидуальным  особенностям  Формирование  игры  как  важнейшего  стимула  воспитания  ребенка  в  сфере  его 
личностного развития. 

3.

 

Создание  развивающей  предметно-пространственной  среды,  способствующей  воспитанию  ребенка  в  сфере  его 
личностного  развития  по  образовательным  областям:  физическое  развитие,  социально-коммуникативное  развитие, 
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. 

4.

 

Сбалансированность игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, изобразительной, музыкальной, 
двигательной  деятельности,  восприятия  художественной  литературы  и  фольклора,  конструирования, 
самообслуживания и элементарного бытового труда, то есть гармоничное слияние совместных и самостоятельных, 
подвижных и статичных форм активности. 

5.

 

Участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка в сфере его личностного развития. 
Поддержка  педагогами  родителей  (законных  представителей)  дошкольников  в  воспитании  детей  в  сфере  их 
личностного развития и взаимодействие семей воспитанников. 

6.

 

Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе 
коммуникативной  компетентности  и  мастерства  мотивирования  ребенка  уважение  педагогов  к  человеческому 
достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных 
возможностях и способностях. 

7.

 

Оценка  результатов  освоения  рабочей  программы  воспитания,  то  есть  сравнение  нынешних  и  предыдущих 
достижений  ребенка,  в  вопросах  его  воспитания  в  сфере  личностного  развития,  умение  ребенком  самостоятельно 
действовать, принимать решения, анализировать свои поступки. 


background image

28 

 

 

3.2.Материально – техническое обеспечение рабочей программы воспитания

 

Цель  создания  развивающей  предметно-пространственной  среды  в  МБДОУ  «Детский  сад  №  19»  -  обеспечить 
всестороннее  развитие  детей  дошкольного  возраста,  в  том  числе  и  их  нравственное  развитие  личности  в  социально-
духовном плане, развития самостоятельности. 
Среда обеспечивает: 

 

наличие  материалов,  оборудования  и  инвентаря  для  воспитания  детей  в  сфере  личностного  развития, 
совершенствование их игровых и трудовых навыков; 

 

учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста. 

Наполняемость  развивающей  предметно-пространственной  среды  МБДОУ  «Детский  сад  №  19»  обеспечивает 
целостность воспитательного процесса в рамках реализации рабочей программы воспитания: 

 

подбор художественной литературы; 

 

подбор видео и аудиоматериалов; 

 

подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.); 

 

наличие демонстрационных технических средств (экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.); 

 

подбор  оборудования  для  организации  игровой  деятельности  (атрибуты  для  сюжетно-ролевых,  театральных, 
дидактических игр); 

 

подбор  оборудования  для  организации  детской  трудовой  деятельности  (самообслуживание,  бытовой  труд,  ручной 
труд). 

Материально-техническое  оснащение  развивающей  предметно-  пространственной  среды  изменяется  и  дополняется  в 
соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы на текущий учебный год. 

 

 
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС). 
 

Развивающая  предметно-пространственная  среда  –  часть  образовательной  среды,  представленная  специально 

организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами  и средствами 


background image

29 

 

обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность 
учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 

РППС  обладает  свойствами  открытой  системы  и  выполняет  образовательную,  воспитывающую,  мотивирующую 

функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.  

Развивающая  предметно-пространственная  среда  создается  педагогами  для  развития  индивидуальности  каждого 

ребенка  с  учетом  его  возможностей,  уровня  активности  и  интересов,  поддерживая  формирование  его  индивидуальной 
траектории развития.  

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в группе и на 

участке) направлена на обеспечение условий: 

для  игровой,  познавательной,  исследовательской  и  творческой  активности  всех  воспитанников, 

экспериментирования с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); 

- для двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх и 

соревнованиях; 

- эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; 
- возможности самовыражения детей. 
Пространства группы организованы в виде хорошо разграниченных зон 
 («центры»,  «уголки»,  «площадки»),  оснащённых  разнообразным  развивающим  материалом  (  книги,  игрушки, 

материалы  для  творчества,  развивающее  оборудования  и  пр.  ).  Все  предметы  доступны  детям.  Дошкольники 
самостоятельно могут выбрать для себя занятия, чередовать их в течении дня. 

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием воспитательного  процесса. 

Для  детей  дошкольного  возраста  (3  года  -  8  лет)  -  ряд  видов  деятельности,  таких  как  игровая,  включая  сюжетно-

ролевую  игру,  игру  с  правилами  и  другие  виды  игры,  коммуникативная  (общение  и  взаимодействие  со  взрослыми  и 
сверстниками),  познавательно-исследовательская  (исследования  объектов  окружающего  мира  и  экспериментирования  с 
ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в 
помещении  и  на  улице),  конструирование  из  разного  материала,  включая  конструкторы,  модули,  бумагу,  природный  и 
иной  материал,  изобразительная  (рисование,  лепка,  аппликация),  музыкальная  (восприятие  и  понимание  смысла 
музыкальных  произведений,  пение,  музыкально-ритмические  движения,  игры  на  детских  музыкальных  инструментах)  и 
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка 

В качестве центров развития выступают: 


background image

30 

 

- уголок для сюжетно-ролевых игр; 
- уголок ряжения( для театрализованных игр); 
- книжный уголок; 
- зона для настольно-печатных игр; 
- выставка ( детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т.д.); 
- уголок природы (наблюдения за природой); 
- спортивный уголок; 
- уголок для игр с водой и песком; 
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, 

музыкальной и др.; 

- игровой центр с крупными мягкими конструкциями ( тоннели, домики) для лёгкого  изменения игрового 

пространства; 

- игровой уголок ( с игрушками, строительным материалом).  
Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает доступ к объектам природного характера, побуждает 

к наблюдениям на участке детского сада ( постоянным и эпизодическим ) за ростом растений, участие в элементарном 
труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. 

Развивающая предметно-пространственная среда организовывается как культурное пространство, которое оказывает 

воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей и др.). 

При создании развивающеи предметно-пространственнои среды обеспечивается: 

-  образовательный  потенциал  пространства  групповои  комнаты  и  материалов,  оборудования  и  инвентаря  для  развития 
детеи дошкольного возраста, охрана и укрепление их здоровья, учет индивидуальных особенностеидетеи и коррекция их 
развития;  
- двигательная активностьдетеи, возможности общения и совместнои деятельности детеи и взрослых, а также возможности 
для уединения;  
- национально-культурные, климатические и другие условиия.  

 
3.4 Кадровое обеспечение воспитательного процесса 
 

       Штат работников детского сада укомплектован на 100%. 

 

 
Должность 

Количество  Образовани Квалификация 

Категория 

КПК 


background image

31 

 

человек 

е 

Руководители: 

 
- заведующий 

высшее  

 

СЗД 

 

Педагогический состав: 

 
методист 

высшее 

 

 

- учитель - 
дефектолог 

высшее 

 

 

-учитель-логопед 

высшее 

 

 

- музыкальный 
руководитель 

Среднее-

специально

е 

 

 

- инструктор по 
физической 
культуре 

Среднее-

специально

е 

 

 

- воспитатели 

10 

10 среднее-
специально

е 

 

5 - нет 

5 - 1КК 

 

 

Реализация Программы осуществляется: 
1) 

педагогическими работниками

 в течение всего времени пребывания воспитанников.  

2) 

учебно-вспомогательными работниками

 в группе  в течение всего времени пребывания воспитанников. 

Каждая группа сопровождаться младшим воспитателем. 
В детском саду созданы  условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т. ч. их 

дополнительного профессионального образования.  

 

 

 
3.5. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с 
особыми категориями детей  


background image

32 

 

Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от 
его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, 
национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.  
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования воспитывающих сред, 
деятельностей и событий.  

На уровне уклада: 

ДОО инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные 

ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная 
ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.  

На уровне воспитывающих сред

: ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная 

воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского 
сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений 
каждого ребенка.  

На уровне общности

: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, 

сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, 
родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах 
заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.  

На уровне деятельностей

: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых 

группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт 
работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.  

На уровне событий

: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной 

и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, 
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация 
должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.  
Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных организациях, реализующих 
инклюзивное образование, являются:  
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение 
(амплификация) детского развития;  
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам 
ребенок становится активным субъектом воспитания;  
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) 
образовательных отношений;  


background image

33 

 

4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;  
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.  
 
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются:  
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, 
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;  
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных 
отношений;  
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению 
уровня педагогической компетентности родителей;  
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и 
интеграции в общество;  
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;  
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;  
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;  
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и 
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.  
 
 
 

3.6. Примерный календарный план воспитательной работы 
 
направление 
воспитания 

фазы 
воспитательно
й работы 

сентябрь-
октябрь 

октябрь-ноябрь 

ноябрь-декабрь 

декабрь 

январь 

Патриотичес
кое 

 

21.09 - День 
воинской 
славы  

ознакомление 

 

 

Беседа о героях 
России, просмотр 
фильмов, чтение 
книг о героях (А. 
Невский, 

 

 

 

 


background image

34 

 

4.11- День 
народного 
единства  
9.12 - День 
героев 
Отечества 

 

Е.Коловрат, 
Д.Донской, 
Минин и 
Пожарский  
Г. Жуков и др.), 
посещение музеев 
города, экскурсии 
к по памятным 

 

коллективный 
проект 

 

 

 

Собираем 
информацию о 
героях Ирбитской 
земли, учим стихи, 
песни, готовимся к 
фестивалю 
«Гордимся героями 
России»  

 

 

 

 

событие 

 

 

 

 

фестиваль  
«Гордимся героями 
России» 

 

 

 

Социальное 

 

1.10 – 
международн
ый день 
пожилых 
людей 

 

ознакомление 

 

 

читаем, 
обсуждаем 
рассказы о 
доброте, о 
помощи людям, о 
маме, бабушке  

 

 

 

 

 

коллективный 
проект 

 

 

готовим праздник 
для мам и 
бабушек  

 

 

 

 

 


background image

35 

 

13.11 – 
всемирный 
день доброты  
16.11 – 
международн
ый день 
толерантност
и  
20.11 – 
всемирный 
день ребенка  
28.11 – день 
матери 

 

событие 

 

 

 

концерт для мам и 
бабушек  

 

 

 

 

Физическое и  
оздоровитель
ное

  

ознакомление 

 

 

Беседы на тему 
«Наши 
помощники-
глаза», о функции 
зрения, о том, как 
сохранять, 
укреплять и 
восстанавливать 
зрение  

 

 

 

 

 

коллективный 
проект 

 

 

 

проводим 
гимнастики для 
глаз и 
сопутствующие 
оздоровительные 
мероприятия, 
направленные на 
сохранение и 

 

 

 


background image

36 

 

восстановления 
зрения.  
Создаем совместно 
с родителями 

 

листовки «Что 
полезно для наших 
глаз»  

 

событие 

 

 

 

 

фестиваль  
«Береги глаз как 
алмаз» 

 

 

 

Трудовое 

 

 

ознакомление 

 

 

 

 

 

знакомство с 
разными 
профессиям
и, чтение 
книг о 
профессиях  

 

 

 

коллективный 
проект 

 

 

 

 

 

сбор 
материалов 
о 
профессиях 
в семьях 
воспитанник
ов, 
подготовка 
семейных 
проектов  
«Семейное 
древо 
профессий» 

 

 


background image

37 

 

 

событие 

 

 

 

 

 

 

Выставка 
семейных 
проектов  

 

Этико-
эстетическое 

 

 

ознакомление 

 

 

 

беседа и чтение 
книг о Дедушке 
Морозе, 
обсуждение, что 
можно ему 
подарить на день 
рождения и т.д.  

 

 

 

 

коллективный 
проект 

 

 

 

 

подготовка 
подарков и 
поздравлений для 
Деда Мороза  

 

 

 

событие 

 

 

 

празднуют новый 
год в разных 
странах, что их 
объединяет, 
неотъемлемые 
атрибуты Нового 
года.  

 

развлечение «День 
рождения Деда 
Мороза»  

 

 

 

коллективный 
проект 

 

 

 

 

оформление групп 
и музыкального 
зала к Новому году,  
проведение 
конкурса на 
лучшую 

 

 


background image

38 

 

новогоднюю 
игрушку, 
изготовленную 
своими руками. 

 

событие 

 

 

 

 

 

праздник  
«Новый год» 

 

 

Познаватель
ное 

 

 

ознакомлен
ие 

 

 

 

 

беседы о 
растительном 
мире уральского 
края, просмотр 
иллюстраций, 
чтение 
произведений 
писателей и 
поэтов о природе 
уральской земли, 
посещение 
выставки музея 
уральского 
искусства  

 

 

 

 

 

 

коллективный 
проект

 

 

подготовка 
семейных  
проектов «Моей 
Отчизны уголок»  
 

 

 

 

 

 

событие 

 

 

 

 

фестиваль проектов  
«Моей Отчизны 
уголок» 

 

 

 

 

ознакомлен

 

беседы, просмотр 

 

 

 

 


background image

39 

 

ие 

 

 

 

иллюстраций, 
чтение книг про 
осень, дары 
осени,  
о 
сельскохозяйстве
нных работах 
осенью 

 

 

коллективный 
проект

 

разучивание 
песен, танцев, 
стихов про осень  
изготовление 
поделок из 
природного 
материала 

 

 

 

 

 

 

событие 

 

 

 

выставка поделок 
из природного 
материала;  
Праздник Осени 

 

 

 

 

Направление 

 

воспитания 

 

фазы 
воспитательн
ой работы 

 

 

январь 

 

 

февраль 

 

 

март 

 

 

апрель 

   

 

май-июнь

 

Патриотичес
кое 

 

 

ознакомлен
ие 

 

 

 

беседы на тему 
«Наша армия», о 
создании армии, 
родах войск

 

 

 

 

 

 

коллектив
ный 
проект 

 

 

 

 

подготовка к 
военно-спортивной 
игре 

 

 

 

 

событие 

   

 

 

военно-спортивная 

 

 

 


background image

40 

 

квест-игра с папами 

 

ознакомлен
ие 

 

 

 

 

 

беседа на тему 
заботы, смотрим 
видеоматериалы, 
читаем книги, 
беседуем с 
родственниками, 
слушаем 
воспоминания о 
ВОВ

 

 

 

 

коллективн
ый проект 

 

 

 

 

 

разучиваем 
стихи, 
песни, 
театральные 
постановки, 
изготавливае
м открытки 
для 
ветеранов  

 

 

 

событие 

   

 

 

 

 

 

концерт 
для 
ветеранов, 
участников 
ВОВ, 
труженико
в тыла, 
детей 
войны  

 

Социальное 

 

ознакомлен

 

 

беседы о семье, о 

 

 

 


background image

41 

 

 

ие 

 

 

роли женщины в 
семье, в обществе, 
чтение рассказов, 
стихов о маме, 
бабушке.  
 

 

коллективн
ый проект 

 

 

 

 

Разучивание песен, 
стихов о маме, 
бабушке, рисование 
на тему: «Моя 
мама», «Моя 
бабушка», 
«Любимая 
сестрёнка» и т.д.  

 

 

 

 

событие 

   

 

 

 

Праздник, 
посвященный  
международному 
женскому дню  

 

 

 

Физкультур
но-
оздоровител
ьное 

 

 

ознакомлен
ие 

 

 

 

 

 

беседуем на тему 
здорового образа 
жизни, смотрим и 
обсуждаем 
мультфильмы на 
тему летние виды 
спорта  

 

 

 

 

коллективн

 

 

 

проводим 

 


background image

42 

 

ый проект 

 

 

процедуры 
закаливания, 
организуем 
подвижные 
игры на 
улице, 
готовимся к 
семейному 
спортивному 
празднику  
 

 

событие 

   

 

 

 

 

 

семейный  
спортивны
й праздник 

 

Трудовое 

 

 

ознакомлен
ие 

 

 

 

 

 

 

Беседы о 
красоте 
природы, о  
профессии 
«ландшафтн
ый 
дизайнер», 
как можно 
сделать наш 
детский сад 
уютней и 
красивей.  

 

 

 

коллективн
ый проект 

 

 

 

 

 

 

семейный  
проект  
«Наш 
цветущий 
детский 


background image

43 

 

сад»,  
выращиван
ие рассады 
для 
цветников  

 

событие 

   

 

 

 

 

 

Представле
ние 
проектов 
цветников, 
рассаживан
ие цветов 
на клумбы.  
 

этико-
эстетическое 

 

2-я неделя 
мая - 
международн
ый день 
семьи  
1 июня – день 
защиты 
детей.

 

ознакомлен
ие 

 

 

 

 

 

Беседа о семье, 
семейных 
традициях, 
семейных досугах.  

 

 

 

коллективн
ый проект 

 

 

 

 

 

подготовка 
номеров для 
«Вечера 
семейного 
творчества» 
(стихи, 
песни, 
театральные 
миниатюры)  
 

 


background image

44 

 

событие 

   

 

 

 

 

 

Вечер 
семейного 
творчества  
 

познаватель
ное 

 

 

ознакомлен
ие 

 

 

 

 

Беседы о 
достопримечательн
остях родного 
города, экскурсии 
по городу, 
экскурсии в музеи 
города  
 

 

 

 

 

коллективн
ый проект 

 

 

 

 

фотографирование 
достопримечательн
остей города, сбор 
фотографий, 
подготовка 
фотовыставки  

 

 

 

 

событие 

   

 

 

 

 

фотовыставк
а  
«Мой 
город»