background image

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение 

Городского округа «город  Ирбит» Свердловской области   

  «Детский  сад  № 19» 

 

 

 

 

Положение  

об индивидуализации образовательного процесса 

в  Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении 

Городского округа «город Ирбит» Свердловской области 

«Детский сад  № 19» 

(МБДОУ «Детский сад № 19») 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

Принято: 

Педагогическим советом 
МБДОУ  «Детский  сад  №  19» 
Протокол  от  30.09.2022  № 53 

Утверждено: 

Заведующий  МБДОУ  «Детский  сад   № 
19» 
________________И.А. Втехина 
Приказ  №  44-ОД  от   30.09.2022 г. 

     

ДОКУМЕНТ

 

ПОДПИСАН

 

ЭЛЕКТРОННОЙ

 

ПОДПИСЬЮ

Сертификат

: 00BB0B0DCAD454F7B6B54A422256F00007 

Владелец

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

 

БЮДЖЕТНОЕ

 

ДОШКОЛЬНОЕ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ГОРОДСКОГО

 

ОКРУГА

 "

ГОРОД

 

ИРБИТ

СВЕРДЛОВСКОЙ

 

ОБЛАСТИ

 "

ДЕТСКИЙ

 

САД

 

19" 

Действителен

с

 18.07.2022 

до

 11.10.2023


background image

1.

 

Общие положения 
 

1.1. 

Настоящее 

Положение 

об 

индивидуализации 

образовательного 

процесса  

индивидуальный учебный (далее – Положение)   Муниципального бюджетного дошкольного 
образовательного  учреждения  Городского  округа  «город  Ирбит»  Свердловской  области 
«Детский  сад    №  19»  (далее  –  МБДОУ  «Детский  сад  №  19»)    разработано  в  соответствии: 
–  Федеральным  законом  от  29.12.2012  №  273-ФЗ  "Об  образовании  в  Российской 
Федерации"  (далее  –  Закон  №  273  "Об  образовании  в  Российской  Федерации")                                         
(п.  23  ст.  2,  ст.15,  ст.  16,  п.  1  ч.  3  ст.  28,  ст.  30,  п.  5  ч.  3  ст.  47); 
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об 
утверждении  санитарных  правил  СП  2.4.3648-20  «Санитарно-эпидемиологические 
требования  к  организациям  воспитания  и  обучения,  отдыха  и  оздоровления  детей  и 
молодежи»; 
– Основной общеобразовательной программой -  образовательной программой дошкольного 
образования детей  МБДОУ «Детский сад № 19»; 
-    Примерной 

 

адаптированной  основной  образовательной  программой  дошкольного 

образования  для детей с тяжелыми нарушения речи; 
-  Примерной 

 

адаптированной  основной  образовательной  программой  дошкольного 

образования для  детей с расстройством аутистического спектра; 
-  Примерной 

 

адаптированной  основной  образовательной  программой  дошкольного 

образования 

детей 

с 

задержкой 

психического 

развития; 

1.2.  Настоящее  Положение  определяет  структуру,  содержание,  порядок  разработки  и 
утверждения  индивидуального  учебного  плана,  это  может  быть  оформлено  в  форме 
адаптированной  образовательной  программы    (далее  –  АОП)    или  индивидуального 
образовательного  маршрута      (далее  –  ИОМ)  в  МБДОУ  «Детский  сад  №  19». 
1.3.  Индивидуальный  учебный  план  (АОП  или  ИОМ)  является  составной  частью  ООП 
дошкольного 

образования 

и 

призваны: 

–  обеспечить  учет  индивидуальных  особенностей  образования  детей  с  ограниченными 
возможностями 

здоровья 

(далее 

– 

ОВЗ) 

и 

детей-инвалидов; 

–  обеспечить  освоение    основной  образовательной  программы  детьми  при  наличии 
трудностей 

обучения 

или 

находящихся 

в 

особой 

жизненной 

ситуации. 

1.5.    Индивидуальный  учебный  план  (АОП  или  ИОМ)    реализуют  право  воспитанников  на 
получение  образования  в  объеме,  установленном  ФГОС  дошкольного  образования 
соответствующего  уровня  с  максимальной  учебной  нагрузкой,  соответствующей 
требованиям 

СП 

2.4.3648-20. 

1.6.    Индивидуальный  учебный  план  (АОП  или  ИОМ)    разрабатывается  и  утверждается  на 
основании заключения и по рекомендациям   психолого-медико-педагогической комиссии. 
1.7.   Индивидуальный учебный план (АОП или  ИОМ)   является приложением (модулем) к 
основной  образовательной  программе  МБДОУ  «Детский  сад  №  19»,  который 
разрабатывается 

и 

утверждается 

на 

учебный 

год. 

1.8.  В  настоящее  Положение  в  установленном  порядке  могут  вноситься  изменения  и  или 
дополнения.

 

  

2. Цели и задачи Положения 
 

2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права воспитанников на 
обучение по индивидуальному учебному плану (адаптированной образовательной программе 
и индивидуальному образовательному маршруту). 
2.2.    Индивидуальный  учебный  план  (АОП  или  ИОМ)  –  учебный  план,  обеспечивающий 
освоение  основной образовательной программы на основе индивидуализации её содержания 
с  учетом  особенностей  и  образовательных  потребностей  конкретного  воспитанника. 
2.3.Задачи 

настоящего 

Положения: 

1)  Определение  основных  организационных  механизмов,  реализуемых  в  МБДОУ  «Детский 


background image

сад  №  19»  для  обучения  по  индивидуальному  учебному  плану  (АОП  или  ИОМ). 
2)  Обеспечение  возможности  обучения  по      индивидуальному  учебному  плану  (АОП  или 
ИОМ) на уровне дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями. 
3)  Обеспечение  соответствия  индивидуальному  учебному  плану  (АОП  или  ИОМ)  
требованиям  федерального  государственного  образовательного  стандарта  дошкольного 
образования. 
4)  Определение  ответственности  педагогических  работников  МБДОУ  «Детский  сад  №  19» 
при  обучении  по 

 

индивидуальному 

учебному  плану  (АОП  или  ИОМ). 

 
3. Организационные механизмы, реализуемые в МБДОУ «Детский сад № 19»  в целях 
обучения по индивидуальному учебному плану (АОП или ИОМ) 
 

3.1.К основным организационным механизмам, реализуемым в МБДОУ «Детский сад № 19» 
с целью соблюдения права воспитанников на обучение по индивидуальному учебному плану 
(АОП 

или 

ИОМ) 

 

относятся: 

-  информирование  родителей  (законных  представителей)  воспитанников  о  праве 
воспитанников  на  обучение  по  индивидуальному  учебному  плану  (АОП  или  ИОМ); 
-  выявление  особенностей  и  образовательных  потребностей  воспитанника,  необходимых 
для 

разработки 

 

индивидуального 

учебного 

плана 

(АОП 

или 

ИОМ); 

-  разработка  адаптированной  основной  образовательной  программы  дошкольного 
образования,  включающих  в качестве  механизма  их  реализации    индивидуальный  учебный 
план 

(АОП 

или 

ИОМ); 

разработка 

индивидуальных 

образовательных 

программ 

в 

соответствии 

с 

индивидуальными 

учебными 

планами; 

-  организация  обучения  по    индивидуальному  учебному  плану  (АОП  или  ИОМ)  в  строгом 
соответствии  с    требованиями  федерального  государственного  образовательного  стандарта; 
-  работа  внутри  педагогического  коллектива  МБДОУ  «Детский  сад  №  19»  по  технологии 
разработки  и  реализации    индивидуальному  учебному  плану  (АОП  или  ИОМ). 

 
4. Последовательность действий участников образовательных отношений при 
составлении  индивидуальному учебному плану (АОП или ИОМ) 

 
4.1.  В  МБДОУ  «Детский  сад  №  19»    родители  (законные  представители)  воспитанников 
информируются  педагогическим  работником  о  возможности  обучения  воспитанника  по  
индивидуальному  учебному  плану  (АОП  или  ИОМ)  в  соответствии  с  установленными 
требованиями,  в  том  числе  с  требованиями,  установленными  настоящим  Положением. 
4.2.  При  желании  родителей  (законных  представителей)  воспитанника  осуществлять 
обучение  ребёнка  по    индивидуальному  учебному  плану  (АОП  или  ИОМ)  в  МБДОУ 
«Детский  сад  №  19»  разрабатывается  индивидуальный  учебный  план  в  соответствии  с 
настоящим 

Положение. 

4.3.  При  составлении    индивидуального  учебного  плана  (АОП  или  ИОМ)  педагогический 
работник  предлагает  родителям  (законным  представителям)  воспитанника  ознакомиться  с: 

с 

 

основной 

образовательной 

программой 

дошкольного 

образования; 

с 

предлагаемым 

МБДОУ 

«Детский 

сад 

№ 

19» 

 

учебным 

планом; 

-  с  порядком  работы  по  составлению    индивидуального  учебного  плана  (АОП  или  ИОМ)  в 
дальнейшем 

и 

условиями 

их 

реализации. 

4.4.  На  основании  полученной  информации  родители  (законные  представители) 
воспитанника  приступают  к  выбору  занятий,  форм  работы  с  ребёнком,  соответствующих 
содержанию    основной  образовательной  программой  дошкольного  образования,  для 
включения 

в 

индивидуальный 

учебный 

план 

(АОП 

или 

ИОМ). 

4.5.  Подготовленный  предварительный  индивидуальный  учебный  план  (АОП  или  ИОМ)  
педагогический  работник  ещё  раз  обсуждает  с  родителями  (законными  представителями) 


background image

воспитанника. 
4.6.  На  любом  из  этапов  подготовки    индивидуального  учебного  плана  (АОП  или  ИОМ)  с 
родителями  (законными  представителями)  воспитанника,  с  одной  стороны,  проводятся  все 
необходимые  консультации  с  соответствующими  специалистами  МБДОУ  «Детский  сад  № 
19». 
4.7. 

После  согласования  окончательный  вариант  учебного  плана  передаётся, 

ответственному  лицу  за  координацию  работы  по  составлению  и  реализации 
индивидуального 

учебного 

плана 

(АОП 

или 

ИОМ). 

4.8.    Индивидуальный  учебный  план  (АОП  или  ИОМ)    согласовывается  ответственным 
лицом  за  координацию  работы  в    МБДОУ  «Детский  сад  №  19»  с  родителем  (законным 
представителем) воспитанника   по составлению и реализации    индивидуального учебного 
плана 

(АОП 

или 

ИОМ) 

и 

утверждается 

заведующим. 

4.9. Конкретные сроки составления и утверждения   индивидуального учебного плана (АОП 
или  ИОМ)  устанавливаются  приказом  заведующего  МБДОУ  «Детский  сад  №  19». 
4.10. Выбор занятий, форм работы с ребёнком для  включения в   индивидуальный  учебный 
план  (АОП  или  ИОМ)  осуществляется  с  использованием  форм  поддержки  составления  и 
реализации    индивидуального  учебного  плана  (АОП  или  ИОМ),  определяемых  МБДОУ 
«Детский  сад  №  19»  с  учётом  личностных  особенностей  воспитанника,  а  так  же  с  учётом 
особенностей  конкретного  индивидуального  учебного  плана  (АОП  или  ИОМ). 
4.11.  Все  изменения  и  дополнения,  вносимые  в    индивидуальный  учебный  план  (АОП  или 
ИОМ) в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом,   или иным лицом, 
курирующим  данное  направление  и  имеющим  соответствующие  полномочия,  пройти 
соответствующие  процедуры,  предусмотренные  настоящим  положением  и  закреплены 
приказом 

по 

МБДОУ 

«Детский 

сад 

№ 

19». 

 
5.  Индивидуальный учебный план (АОП или ИОМ) 

 
5.1.    Индивидуальный  учебный  план  (АОП  или  ИОМ)  является  одним  из  основных 
механизмов,  обеспечивающих  освоение    основной  образовательной  программы  МБДОУ 
«Детский  сад  №  19»  на  основе  индивидуализации  её  содержания  с  учетом  особенностей  и 
образовательных  потребностей  конкретного  воспитанника,  прежде  всего,  детей  с 
ограниченными  возможностями  здоровья,  детей-инвалидов  в  соответствии  с  требованиями 
федерального  государственного  образовательного  стандарта  дошкольного  образования. 
5.2. Индивидуальный учебный план (АОП или ИОМ)  разрабатывается для развития ребёнка 
дошкольного  возраста  с  учётом  его  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  и  должен 
быть  направлен  на  решение  задач  федерального  государственного  образовательного 
стандарта 

дошкольного 

образования. 

5.3. Индивидуальный учебный план (АОП или ИОМ) разрабатывается с участием родителей 
(законных 

представителей) 

воспитанника. 

5.4.  Формы  организации  образовательного  процесса  в  рамках  реализации    основной 
образовательной программы дошкольного   образования определяется МБДОУ «Детский сад 
№ 

19». 

5.5.  В  целях  обеспечения  индивидуальных  потребностей  воспитанников  индивидуальный 
учебный 

план 

(АОП 

или 

ИОМ) 

предусматривает 

время: 

-  на  увеличение  учебных  часов,  отводимых  на  отдельные  обязательные  занятия, 
осуществляемые  в  процессе  организации  различных  видов  детской  деятельности  (игровой, 
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-
художественной, 

чтения). 

5.6.  При  разработке  индивидуального  учебного  плана  (АОП  или  ИОМ)    участники 
образовательных 

отношений 

руководствуются 

требованиями 

федерального 

государственного  образовательного  стандарта  дошкольного  образования,  основываясь  на 
совокупности  образовательных  областей,  которые  обеспечивает  разностороннее  развитие 


background image

детей,  а  именно:  социально-коммуникативное  развитие;  познавательное  развитие;  речевое 
развитие; 

художественно-эстетическое 

развитие; 

физическое 

развитие. 

5.7.  Условия  реализации    индивидуального  учебного  плана  (АОП  или  ИОМ)  должны 
соответствовать  условиям  реализации    основной  образовательной  программы  дошкольного 
образования,  установленным  федеральным  государственным  образовательного  стандарта 
дошкольного 

образования. 

 

6.Ответственность 

 
6.1. Ответственность за составление и реализацию  индивидуального учебного плана (АОП 
или ИОМ) несут участники образовательных отношений в порядке,  установленном 
действующим законодательством. 
6.2. Приказом заведующего назначается ответственное лицо за координацию работы по 
составлению и реализации индивидуального учебного плана (АОП или ИОМ). 
6.3. Ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации 
индивидуального учебного плана (АОП или ИОМ)  в МБДОУ «Детский сад № 19»: 
6.3.1. Назначается приказом заведующего; 
6.3.2. Обеспечивает: 
- организацию работы по информированию родителей (законных представителей) 
воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по 
индивидуальному учебному плану (АОП или ИОМ), прежде всего,   детей с ограниченными 
возможностями здоровья и детей-инвалидов; 
- организацию отбора воспитанников для обучения по индивидуальным учебным 
планам, прежде всего детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; 
- организацию работы с педагогическими работниками МБДОУ «Детский сад № 19» по 
составлению и реализации  индивидуального учебного плана (АОП или ИОМ) в строгом 
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом; 
- контроль за соответствием  индивидуального учебного плана (АОП или ИОМ) 
федеральным государственным образовательным стандартам; 
- контроль за реализацией  индивидуального учебного плана (АОП или ИОМ); 
- взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и 
реализации  индивидуального учебного плана (АОП или ИОМ); 
- организацию использования необходимых форм поддержки реализации 
индивидуального учебного плана (АОП или ИОМ)  в МБДОУ «Детский сад № 19»; 
- организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации 
индивидуального учебного плана (АОП или ИОМ); 
- анализ работы по вопросам составления и реализации  индивидуального учебного плана 
(АОП или ИОМ) и представление его результатов; 
- решение иных вопросов, связанных с составлением и реализацией индивидуального 
учебного плана (АОП или ИОМ); 
6.3.3. Руководствуется в своей деятельности: 
- требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в 
сфере образования; 
- приказами и распоряжениями заведующего МБДОУ «Детский сад № 19»; 
- уставом МБДОУ «Детский сад № 19»; 
- настоящим Положением.