Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих
Группа: общая
Дата: 2016-03-17

Для будущих первоклассников

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы факторы адаптации, указанные психологом, а так же:

  • развитая моторика рук;
  • нормальное функционирование ЦНС;
  • произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать и слышать;
  • познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность.

Особые требования предъявляются к усвоению ребенком родного языка:

  • ребенок должен четко, правильно произносить все звуки родного языка;
  • ребенок должен уметь выделять звуки из слова; определять место звука в слове; уметь подсчитывать количество звуков, слогов в слове; оценивается умение работать со схемой слова, навык послогового чтения;
  • умение составлять предложения, распространять его однородными членами; уметь определять количество слов в предложении;
  • владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание; уметь самостоятельно составлять рассказ описание.

Подготовка к школе – одна из важнейших задач, как в детском саду, так и в семье. Ведь ребенок с высоким уровнем развития познавательных процессов легко вступает в контакт со сверстниками; может ясно выразить свои мысли, будет легко усваивать учебный материал.

В наших силах добиться того, чтобы процесс подготовки стал доступным и интересным для детей. А поскольку главной формой познавательной деятельности является игра, то именно она будет вам лучшей помощницей.

Занятие с родителями

  1. Послушайте чистоговорку:

    Рыжий Ромка очень рад, у него родился брат.

    Произнесем все вместе. Какой звук часто встречается?

  2. Как произносим звук, свободно или встречается преграда?

    Значит какой он? (гл., согл)

    Как произносим звук, твердо или мягко?

  3. Посмотрите на картинки и выберите те, в названии которых есть звук [р]

  4. Что на картинке?

    Нарисуйте столько кружков, сколько звуков в слове. Закрасьте место звука [р] синим цветом.

  5. Что мы произносим? И слышим? (звуки)

    А что мы видим и пишем? (буквы)

    Из каких элементов состоит буква Р? Выложите эту букву из шнурочков.

  6. Посмотрите на картинку, прочитайте слово, написанное под ней.

    Посмотрите на картинку, прочитайте слово, написанное под ней.

    Составьте предложение со словом рыба. Подсчитаем количество слов.

И главное, помните — все чему вы научите ребенка, а главное, все чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

Полезные игры по дороге домой

Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Ведь младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Письменные работы таких детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Подобных осложнений можно избежать, если играть с ребёнком в специальные игры, направленные на восполнение пробелов в речевого развития. Данные игры не займут много времени и не потребуют дополнительных материалов. В них можно играть по дороге домой или в школу, в автобусе или на прогулке. От Вас потребуется только желание, помочь своему ребенку, и немного фантазии.

  1. Игра «Снежный ком»: называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сок – кот – труба –апельсин – носок …и т.д.
  2. Игра «Что из чего сделано?»: Морковный салат из чего сделан – из моркови, меховая шуба из чего – из меха, стеклянный стакан из чего – из стекла.
  3. Игра «Угадай, какой?»: Дом из кирпича, какой – кирпичный, книга из бумаги, какая – бумажная, сок из апельсинов, какой - апельсиновый и т.д.
  4. Игра «Кто у кого?» У лисы – лисята, а у волка, медведя, собаки, козы…
  5. Игра «Большой - маленький»: Стул – стульчик, сумка — ? (сумочка), карандаш — ? (карандашик).
  6. Игра «Когда это бывает?»: Когда ты завтракаешь? – утром, когда ты отдыхаешь? – в субботу, воскресенье, когда наступает осень? – в сентябре, в каком месяце у тебя день рождения?, он уже был или через, сколько месяцев будет?

    Для ориентация во времени: выучите наизусть по порядку времена года, названия месяцев, дней недели, времени суток (утро, день, вечер, ночь).

  7. Игра «Назови что где?»: «Назови, что находиться над тобой, что находиться под ногами, слева от тебя, справа, ближе, выше и т.д.».
  8. Игра «Я знаю пять имен девочек» (пять названий цветов, пять названий грибов, диких животных, овощей).
  9. Игра «Чей хвост ( лапа, голова, ухо, глаза)?»: у медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у лисы, у козы и т.д.
  10. Игра «Что лишнее?»: «Самолет, ракета, бабочка, вертолет», «Платье, кофта, ботинки» и объяснить почему.
  11. Игра «Исправь ошибку»: Береза склонились от ветра. Красная яблоко. Кот спрыгнул от печки. Над большим деревом глубокая яма.
  12. Игра «Слушай и выполняй»: Возьми меня за руку, подпрыгни и назови меня по имени. Сделай два шага влево, повернись и помаши мне.
  13. Игра «Рассуждалки», ответь на вопрос: «Охотник бежит за собакой. Кто впереди? Мама позвала дочку домой. Кто дома? Петя выше Саши. Кто ниже?»

Советы родителям «Срочно к логопеду!»

У детей к 4–5 годам правильное звукопроизношение должно быть полностью сформировано. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные нарушения произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого речевого дефекта.

Что является причиной нарушения звукопроизношения?

  • Наследственные генетически обусловленные факторы.
  • Нарушение строения артикуляционного аппарата.
  • Педагогическая запущенность, недостаточность общения.

Родители должны знать.

  • К одному году в словарном запасе ребенка должно быть 8-12 слов.
  • К 2 годам – 250-300 слов, должно сформироваться умение говорить целыми фразами; в это же время активно развиваются словарь, фраза, фонематический слух.
  • К 4-5 года звукопроизношение у ребенка должно быть полностью сформировано (исключение составляет звук [Р] – 5-6 лет).
  • В 5-6 лет должно быть сформировано фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез.
  • Если к 2 годам ребенок не заговорил, стоит показать его специалистам (логопед, невролог, лор), чтобы вовремя обнаружить причину «немоты». Вполне вероятно, что у него частичное снижение слуха или укорочена подъязычная уздечка.
  • «Милую картавость» и прочие «очаровательные» дефекты речи ликвидировать нужно обязательно. Это свидетельство Вашей культуры Вашего уважительного отношения к собственному ребенку.
Помните!
  • Никакие логопеды не добьются быстрых результатов без эффективной и умелой помощи родителей.
  • Занятия по исправлению и постановке звуков нужно проводить ежедневно по 10-15 минут (артикуляционная гимнастика, массаж, логоритмика).
  • Ребенок должен стремиться сам научиться правильно произносить звук.
  • Помните, что малыш испытывает огромные трудности и не может сразу придать нужное положение губам, языку, выполнить то или иное упражнение.
  • Чтобы во время занятий ребенок не потерял интерес, поощряйте малейший его успех.
  • Прежде чем приступить к работе над звуком, сами перед зеркалом изучите правильное положение губ, языка, зубов при его произношении.

Рекомендации логопеда для родителей будущих первоклассников.

  1. Правильное звукопроизношение – основа усвоения грамоты. Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько звуков, срочно обратитесь к логопеду.
  2. Представление о звуковой системе языка. Уметь различать звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления).

    Например, называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите малышу найти местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т.д.

  3. Достаточно развитую связную речь. Разговаривать полными предложениями. Уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать увиденное или услышанное.

    Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые (сложные) слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

    Учиться пересказывать прочитанное лучше всего на русских народных сказках. Почему?

    1. Сюжет их состоит из похожих эпизодов.
    2. В них много повторяющихся диалогов, что облегчает запоминание и чтение.
    3. Ребенок учится внимательному чтению. Каждая часть хоть и похожа на предыдущую, но все же имеет свои различия.
    4. По сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.
    Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

  4. Увеличивайте словарный запас ребенка. Игра в слова (если научить ребенка) может скрасить долгий путь в электричке или нежеланную прогулку. Играя с ребенком в эту игру, мама может помыть посуду и гладить белье (это не лучший, но все же выход). Можно попросить ребенка: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «какими словами можно описать лето, осень, зиму», «вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный-горячий». Ребенок только что посмотрел мультик, а вы не видели, попросите пересказать сюжет. Иногда в речи 5-6-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокойным ровным тоном. Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.
  5. Развитую мелкую моторику кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.
  6. Четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.
  7. Развитый кругозор. Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).
  8. Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом, обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

Для будущих первоклассников