Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих

Страница методиста

Мелкая моторика рук

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики»

Здоровый и развитый ребенок – это счастье родителей. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторные центры расположены очень близко друг от друга. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребёнка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего возраста. Грудному ребёнку можно массировать пальчики. В раннем и дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождающие стихов или пением весёлых песенок. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярна. Задание должны приносить ребёнку радость, не допускается скуки и переутомления.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры»

Пальчиковые игры

Каша
Наша Маша варила кашу (можно назвать имя своего ребенка)
Кашу сварила, малышей кормила.( круговые движения указательным пальцем по ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,( загибать пальчики, начиная с большого)
А этому — не дала. (слегка потрясти за мизинчик)
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.

Капуста
Мы капусту рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)
Мы капусту солим-солим,(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)
Мы капусту трём-трём, (потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмём-жмём, (сжимать и разжимать кулачки)

Прогулка
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)
Мы во двор пришли гулять. (идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты)
Бабу снежную лепили, (круговые движения ладонями, как будто лепим шарик)
Птичек крошками кормили, ( поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим)
С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись, (переворачиваем ладошки вверх-вниз)
Все в снегу домой пришли,(потрясти опущенными вниз кистями рук)
Съели суп и спать легли, (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Замок
На дверях висит замок.(Пальцы в замок)
Кто его открыть бы смог?(Наклонить замочек влево-вправо)
Мы замочком повертели,(круговые движения кистями рук, сложенными в замок)
Мы замочком покрутили, (Пальцы сомкнуты, ладошки трутся друг о друга.)
Мы замочком постучали, (Пальцы сомкнуты, ладошки стучат друг о друга.)
Постучали, и открыли! (Показать ладошки.)

Апельсин
Мы делили апельсин
Много нас – а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)

Котята
У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)
Сейчас все котята по парам стоят: (Покачиваем руками из стороны в сторону, не разъединяя их.)
Два толстых, два ловких,(Постукиваем большими , а потом указательными пальцами друг о друга)
Два длинных, два хитрых, (Постукиваем средними , а потом безымянными пальцами друг о друга)
Два маленьких самых
И самых красивых. (Постукиваем мизинцами друг о друга)

Пчёлки
(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены. Вторая рука –улей: пальцы сомкнуты в кольцо. (Улей прижат к ёлке.)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Заглядываем в улей.)
Надо в дом постучать, (Постучать кулачками друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки? (Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали пчелки вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять! (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Сороконожки
Две сороконожки
Бежали по дорожке. (Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу)
Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга)
Обнялись, (пожать одной рукой другую несколько раз)
(Ладошки разжались)
Насилу расстались – (Разжать ладошки)
И – попрощались! (Обе руки машут друг другу)