Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих

Страница методиста

Проект «Березка русская моя».
Октябрь 2015 года

Тип проекта: познавательный

Вид проекта: творческий, исследовательский

Продолжительность проектной деятельности: краткосрочный

Возраст детей: подготовительная к школе группа 6- 7 лет
Воспитатель: Лисицына Елена Александровна

Образовательная область: Познавательное развитие

Актуальность:
Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли «дерево четырех дел»: «Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать».
Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.

Проблема:
Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Цель:
Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом России.

Задачи:
Формы работы:
Деятельность педагога:
Деятельность детей:
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Подготовительный этап:
подбор литературы (беседы, поговорки, шутки, пословицы, приметы, наблюдения);
подборка материала к презентации;
подборка иллюстративного материала профессий;
подборка музыкальных произведений, стихов, картин.

Содержательный этап:
Мероприятия по направлениям:
1. Познавательное развитие:
«Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке
«Люблю березку Русскую» -комплексное занятие
«Береза - символ России» - занятие
«Русская душа березы» - легенды и мифы о березе, пословицы, поговорки, шутки, загадки, народные приметы
«Снятся ли березе сны» - наблюдение на прогулке
«Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах березы
«Может ли дерево быть карликом?» - беседа
«Как березу использовали в древности» - беседа
«Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?» - беседа
«Медицинское применение» - беседа
«Подарки белостволой красавицы» - беседа
«Экскурсия в лес»
Экспериментирование
«Вода в жизни растений»
2. Художественно-продуктивная деятельность
Изготовление панно из березовых листьев
«Белая береза» - беседа и рисование по стихотворению С. Есенин
«Люблю русскую красавицу» – коллективная лепка на плоскости
«Березовая роща» аппликация коллективная
4. Художественно-эстетическое развитие:
«Песня о Родине» (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек)
«Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия)
«Ай да березка» - хоровод (муз. Т.Попатенко)
«Русская сторонка»
«Берёзонька»
Хоровод «Ай да берёзка»
5. Художественная литература
П. Воронько «Береза» - чтение стихотворения
С.Есенин «Белая береза» - заучивание стихотворения
К.Паустовский «Подарок» - чтение книги
8. Взаимодействие с родителями
Интегрированное занятие «Люблю берёзку русскую»; изготовление поделок из бересты.

Завершающий:
Продукт проекта:
вернисаж детских рисунков, коллективные аппликации, выставка совместных поделок, фотоколлаж экскурсии в березовую рощу, интегрированное занятие «Люблю берёзку русскую».

Конспект интегрированного занятия «Береза - символ России»


Возраст: подготовительная к школе группа 6-7 лет.

Воспитатель: Лисицына Елена Александровна

Цель:
Обобщение знаний старших дошкольников о березе, как символе России.

Задачи:
Формы работы:
Деятельность педагога:
Беседы, познавательные рассказы воспитателя, использование презентаций, музыкальные произведения.
Деятельность детей:
речевые игры, художественно-продуктивная деятельность (аппликация)
музыкальная деятельность, чтение стихов.

Ход занятия
Звучит музыка Е.Дрейзин, старинный вальс «Березка», под музыку входят дети.

Воспитатель:

Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз!
Н. Рубцов

Воспитатель:
О чём говорится в стихотворении? Берёза, символ какой страны? Как в народе называют берёзу? С кем на Руси сравнивают берёзу?

Воспитатель:
Предлагаю вам рассмотреть пейзажей русских художников: Саврасова, Куиджи, Левитана, Шишкина, Грабаря, Юона
При рассматривании картин воспитатель знакомит с художниками, изображавших образы берёз в разное время года. Дети рассказывали о красоте, стройности, грации и берёз.

Воспитатель:
О белоствольной красавице сложено не мало стихов и песен. Дети под русскую народную песню «Во поле берёза стояла« водят хоровод.

Детям предлагается прочитать стихи.
Чтение стихотворений русских писателей:
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Ю. Лермонтов

Смотри, как листьем молодым
Стоят, овеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Ф. Тютчев

Игровое упражнение «Назови берёзку ласково»

Воспитатель:
Из всех деревьев русского леса всех белее наша берёза. Как называются леса, где растут берёзы? А какие подарки дарит берёза?

Все предметы не просты,
Необычной красоты!
Украшения и посуда –
Это всё из бересты!

Белая береза… пожалуй это самое любимое дерево в России. В березовой роще всегда, даже в самую пасмурную погоду, светло и радостно. О белоствольной красавице сложено не только много песен и легенд, но и чудесных сказок, с ней связаны старинные обряды. Люди по разному использовали ценные свойства прекрасного белоствольного дерева. Как люди использовали бересту? (Дети вместе с педагогом рассматривают и обсуждают презентацию: «Подарки белоствольной красавицы».
Из березовой коры, так называемой бересты, делали самые разнообразные вещи: посуду, короба, лукошки и мн. др. Кто из вас знает, что такое береста? Береста или берёста – верхний слой коры, прочный, достаточно эластичный. Приятного кремового цвета. А как ее заготовляют? Слой аккуратно снимают с дерева, очищают. Сколько замечательных и нужных вещей можно сделать из бересты для хозяйства. Легкие, удобные, прочные! Как вы думаете, что в них можно хранить? В них можно хранить даже любую жидкость, удобно собирать ягоды, а если надо, то засолить рыбу или грибы. Туесок очень удобен в дороге, ведь он очень легкий, ничего в нем не помнется и ни чего не выльется.

Стихотворение «Туесок»
Руки дрожащие, белый висок…
Старый якут мастерит туёсок.
Снял он с берёзы лоскут бересты.
Дело не просто – движения просты.
С плашки берёзовый слой сострогал,
Вырезал донышка ровный овал.
Опытом древним, работой – игрой
Дерево снова он дружит с корой.
Нет ни гвоздя – вся душа ремесла
В теле берёзовом произросла
Лентой берестяной кору скрепил
Крышкой берёзовой туес закрыл
Чтобы любому он радовал взор:
Лёг на берёсте привычный узор…
Светится нежной корой туесок –
Мастер второму рожденью помог.
В.Кузнецов

В старину из бересты делали даже своеобразные галоши, которые надевали на валенки, когда на улице было грязно и сыро. Ноги оставалось сухими, потому что берестяная обувь не промокала, если была сделана хорошо. У нас с вами тоже есть обувь из бересты. Это лапти. Берестяная посуда легко и хорошо моется. Она легкая и прочная, не бьется. А вот как звали первого мастера, никто не помнит, вот как давно начали делать изделия из бересты.
Работает мастер у себя дома, и инструменты у него самые простые. Какие? (топор, пила и нож).
Украшали по-разному: можно вырезать на бересте орнамент, можно выдавить на нем орнамент способом теснения. Рисунок можно даже раскрасить.

Воспитатель:
Заучивание стихотворения А. Прокофьева: ( при помощи технологии «мнемотехника»)

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафончике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.


Воспитатель:
А сейчас предлагаю украсить берёзку сухими листьями, которые мы насобирали и засушили.
Выполнение коллективной аппликации «Берёза – осенью».

Вывод:
У детей сформировали познавательный интерес и знания о русской берёзе.
Расширились знания детей об образе берёзы и её дарах в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства. Воспитали бережно относиться к природе русского леса.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
«Люблю березку русскую».
Ноябрь 2015 г. МБДОУ «Детский сад №19».

Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, живописи; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал: Ход занятия:
1 - Россия… Как из песен слово. Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
2 - Люблю тебя, моя Россия, за голос звонкий, как ручей.
За ум, за подвиги святые, за ясный свет твоих очей,
3 - Люблю, глубоко понимаю полей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют одним широким словом Русь!


Песня «Русская сторонка».
Воспитатель:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

Воспитатель обращает внимание детей на берёзку в зале.
Березка – символ России, потому, что только у нас их так много.
Милая, простая, вечно юная русская березка.
Удивительная судьба у русской березки. На миру она - радость, в любви - помощница, в грусти - верная подруга. Прекрасные слова сказаны поэтами о березе. Поэты, словно соревнуясь друг с другом в красоте и яркости изложения, посвятили ей столько замечательных строк…
1. На поляне, на пригорке, под окном среди полей
Белокурая берёзка — символ Родины моей.
Ты так мила мне до любой росинки,
В твоих просторах дремлет тишина,
Березовая, русская Россия,
Ромашковая, добрая страна.

2. Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

3. Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную!

Воспитатель: О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.

Песня «Берёзонька».
Игра «Закончи предложение».

А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете, обязательно используя слова моя Родина. Отвечать надо быстро, дружно, громко и правильно.
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.

4. Белая берёза – Машина сестричка.
У берёзы белой тоже есть косичка.
Машенька к берёзе белой подойдёт,
Ленточку берёзе в косы заплетёт.

Воспитатель: Вокруг берёзки я хожу, вокруг беленькой хожу.
Одарю берёзку алой ленточкой, да переленточкой.
А ещё шелковым платком, да лазоревым венком.

(Ведущая и дети украшают веточки берёзки ленточками)
Ведущая: Заведём хоровод, чтоб был радостным и весёлым весь год.
(Дети встают и вместе с ведущей заходят в хоровод).

Хоровод «Ай да берёзка».
Воспитатель: Поэты, музыканты, художники всегда воспевали образ русской красавицы березки. Давайте и мы с вами превратимся в художников и создадим свою милую сердцу березку с разной прической, а поможет нам в этом педагог из художественной школы Алёна Владимировна.

Дети рисуют нетрадиционным способом (примакивание ватными палочками).
Воспитатель: Вот как много нового мы рассказали о русской березе, которую не зря считают символом нашей страны России. А сейчас мы предлагаем вам пройти в наш выставочный зал и полюбоваться творческими работами наших родителей, посвящённых русской берёзке.


Составил музыкальный руководитель: Латыговская Галина Александровна
www.000webhost.com